Стоит ли переплачивать за кондиционеры с новейшими марками фреонов?
Первый комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric работал на аммиаке, веществе, опасном для человеческого организма, и некоторое время это в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники. Проблему решили в 1931 году, когда был синтезирован безвредный для человеческого организма хладагент — фреон. С тех пор разработано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся друг от друга по свойствам и химическому составу. До 2003 года в кондиционерах и холодильниках чаще всего использовались фреоны R-12, R-22, R-134a, R-407C , R-410A и некоторые другие. Бытовые кондиционеры чаще всего работали на фреоне R-22, который отличался низкой ценой и был прост в использовании. Но в начале двухтысячных в большинстве европейских стран вступило в силу законодательство, ограничивающее применение R-22. Проблема в том, что многие «старые» фреоны, в том числе и R-22 разрушают озоновый слой. Была разработана шкала, измеряющая уровень «вредности» фреонов, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C, R-410A и R 32 — нулю. В соответствии с новыми стандартами большинство производителей, ориентированных на европейский рынок, были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A. Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Вызвано это было тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22. Давление конденсации новых фреонов выше— до 26 атмосфер против 16 атмосфер у фреона R-22, то есть все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими. К тому же озонобезопасные фреоны являются не однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов. Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента. При любых утечках этого хладагента его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить. Остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. Проблема в том, что сбор старого фреона — весьма трудоемкая операция, которая требует наличия дорогостоящего и громоздкого оборудования, а также высокой квалификации персонала. Тем не менее, к примеру, хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. В Интернете можно найти много информации о том, что отрицательное воздействие фреонов на озоновый слой не доказано, что переплата за монтаж и обслуживание кондиционеров не стоит того, чтобы обращать внимание на высокие стандарты и заботу о климате. Но сегодня сделан следующий шаг - создан более высокотехнологичный аналог R-410A, а именно – R-32 (дифторметан), который, в отличие от своего предшественника, характеризуется почти на две трети меньшим коэффициентом GWP (потенциала глобального потепления), что не удивляет, учитывая высокие требования нашей эпохи. Помимо большей экологической безопасности R-32, он еще и намного выгоднее, чем R-410A с точки зрения скорости расходования хладагента, обладает меньшей плотностью и вязкостью. Кроме того, улучшается и хладопроизводительность системы (почти на 4%), уменьшается на 10% энергопотребление устройства. R-32 относится к числу нетоксичных слабо горючих веществ, который не воспламеняется в условиях обычных помещений. Температура его самовозгорания находиться в пределах 648 градусов Цельсия. Помимо этого, детонация наступает при очень большой концентрации R-32 в воздухе, что делает этот фреон самым безопасным из всех соединений подобного рода на данный момент. Нужно сказать, что работа по монтажу и обслуживанию кондиционеров, работающих на фреоне R-32 сложнее обычной и требует более высокой квалификации персонала, который занимается установкой кондиционеров. Производители не без основания рассчитывают на сознание общества. Климатические проблемы становятся настолько очевидны, что затрат на проведение рекламных кампаний по разъяснению экологичности новых технологий требуется все меньше и меньше. Борьба за сохранение озонового слоя - очень наглядный случай. Мы уже понимаем, что сохранение комфортных условий жизни — забота не только абстрактных государственных служб, это вклад каждого в одно общее дело.
Комментарии
Оставить комментарий